30.08.2021
История часто объединяет далекие понятия, а эту троицу связывает британский бактериолог Александр Флеминг, которому в этом году исполнилось бы 140 лет. Думаю, многие слышали историю, как неряшливость привела ученого к Нобелевской премии.
Величайшее открытие 20 века произошло случайно
Флеминг не любил убирать свой рабочий стол — часто после опытов он оставлял чашки Петри немытыми на несколько недель. Однажды ученый уехал в отпуск и оставил в кабинете открытую форточку. А погода в это время была достаточно влажной. Вернувшись из отпуска, Флеминг решил разобрать свой стол и обнаружил, что в одной из опытных емкостей небольшое количество плесени уничтожило колонию бактерий.
Ученый извлек из плесени вещество, которое поглотило бактерии, и дал ему название пенициллин — от названия рода грибков Penicillium notatum. Так неряшливость Флеминга и влажная погода привели к открытию антибиотика — лекарства изменившего мир.
Хобби рисовать бактерии
Флеминг настолько любил свою работу, что начал рисовать бактериями:
- Помещал на дно чашки Петри картонку с контуром будущего рисунка.
- Покрывал картонку с контуром специальным желатиноподобным веществом.
- В разные области раствора прививал бактерии, вырабатывающие пигмент нужных цветов.
Чтобы бактерии разных цветов не воевали друг с другом, и цвета не смешивались — ученый использовал границы из пенициллина. Требовалось правильно рассчитать время прививки, чтобы все колонии бактерий «расцвели» одновременно, и картина была полноценной.
Агар-арт
Сегодня хобби микробиолога вылилось в целое направление в изобразительном искусстве — бактериальную живопись или агар-арт (агар-агар – питательный раствор, на который осуществляется посев бактерий).
Развитие микробиологии дает возможности совершенно другого уровня сложности. Сейчас в создании картин участвуют не только штаммы бактерий и дрожжевых грибков, но и микробы с флуоресцентным белком — его свечение становится заметным лишь при синем или УФ излучении.
Именно в флуоресцентной технике написана «Карта-биом Нью-Йорка» — картина, ставшая призером на международном конкурсе микробиологического искусства «Agarart».
Среди других бактериальных шедевров примечательна и отторгающая красота «Большой волны Кандиды» — отсылка к «Большой волне в Канагаве» Кацусики Хокусая.
Картина написана с помощью грибка рода Candidaalbicans, вызывающего молочницу.
Своеобразный микробиологический манифест, призывающий чаще мыть руки, создала Таша Штурм. После прогулки микробиолог попросила своего сына оставить отпечаток руки на поверхности чашки Петри. Через пару дней холст изобиловал целыми колониями из разноцветных бактерий.
Лунной сонатой среди микробиологической живописи является бактериальный цикл Jowonder «Шесть дней. Прощальные стихи Офелии» — бактериальное осмысление сцены из «Гамлета».
Jowonder создала свой цикл на основе прерафаэлитской интерпретации «Смерти Офелии» Джона Милле. В цикл входят шесть фотографий, на которых последовательно запечатлены шесть стадий неминуемой гибели микроорганизмов, из которых складывается изображение утонувшей Офелии. Как и Джону Милле британской художнице удается остановить время – мы видим бесконечно трагичное в своей неизбежности мгновение, отделяющее жизнь от смерти.
P.S. Если ваша плесень никак не складывается в картину Ван Гога, да и вы не собираетесь покорять международные конкурсы — не затягивайте с покупкой дезинфицирующих средств Химитек.
Загляните в наш каталог — там есть решения для любых клининговых задач.